Упр.80 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 80. 1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите и обведите частицы в этом тексте.Ле...ко з...метить, если в какой(нибудь) п...р...даче на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
80. 1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите и обведите частицы в этом тексте.
Ле...ко з...метить, если в какой(нибудь) п...р...даче на радио или телевидени... говорят о языке или культуре, (кое)кто обязательно воскликнет: «Как мы стали говорить! (За)чем столько заимствований? Мы з...бываем хорошие русские слова!»
Между(тем) оснований для таких п...нических настр...ений (в)общем(то) нет. Язык — организм очень ж...вой и ж...вучий. Он чрезвычайно чувствителен и воспр...имчив, но ему не так(то) просто что(либо) нав...зать. Если новое слово или новое значение слова приж...лось, значит, это зачем(то) языку нужно, и в нашем с...знании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого (не)достаёт словесной об...лочки.
(По И. Левонтиной)
Легко (проверочное слово: лёгок) заметить, (словарное слово) если в какой-нибудь (суффикс -нибудь всегда пишется через дефис) передаче (неизменяемая приставка пере-) на радио или телевидении (существительное на -ие, предложный падеж) говорят о языке или культуре, кое-кто (приставка кое- всегда пишется через дефис) обязательно (проверочное слово: обязан) воскликнет: «Как мы стали говорить! Зачем (наречие, часть за- нельзя опустить без потери смысла предложения) столько заимствований? (от глагола заимствовать: заимствую, происходит чередование ова//ую) Мы забываем (словарное слово) хорошие русские слова!»
Между тем (вводный оборот, всегда пишется раздельно) оснований для таких панических (проверочное слово: паника) настроений (проверочное слово: настроен) в (можно заменить синонимом в целом; предлоги с наречиями пишутся раздельно) общем-то (частица то всегда пишется через дефис) нет. Язык - организм очень живой (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и) и живучий. (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и) Он чрезвычайно (словарное слово) чувствителен (словарное слово) и восприимчив, (словарное слово) но ему не так-то (частица то всегда пишется через дефис) просто что-либо (суффикс -либо всегда пишется через дефис) навязать. (проверочное слово: навязанный) Если новое слово или новое значение слова прижилось, (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и) значит, это зачем-то (суффикс -то всегда пишется через дефис) языку нужно, и в нашем сознании, (словарное слово) в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого не (частица не с глаголами пишется раздельно) достаёт словесной оболочки. (словарное слово)

2) Определите часть речи выделенных слов и докажите, что в них используются не частицы, а словообразовательные постфиксы и приставка.
- какой-нибудь - неопределённое местоимение
- кое-кто - неопределённое местоимение
- что-либо - неопределённое местоимение
- зачем-то - местоименное наречие
Части слов нибудь, кое, либо, то в данных словах являются словообразовательными морфемами, так как они новые слова, относящиеся к иным разрядам, нежели изначальные слова, и имеющие другое лексическое значение.
Частицы же используются для придания смыслового оттенка словам и предложениям.

3) Выпишите из первого абзаца по одному слову с орфограммами в разных морфемах (приставке, корне, суффиксе, окончании).
- легко - орфограммы в суффиксе и корне
- заметить - орфограмма в приставке
- передаче - орфограммы в приставке и окончании
- радио - орфограмма в корне слова
- говорят - орфограммы в корне слова
- языке - орфограмма в корне слова
- воскликнет - орфограммы в приставке и окончании

4) Найдите предложение с паронимами, объясните, по каким признакам вы их выделяете. Выполните синтаксический разбор этого предложения, укажите тип сказуемого.
Язык - организм очень живой и живучий.
(что?) язык; язык (что такое?) организм; организм (какой?) живой и живучий; живой и живучий (в какой степени?) очень).
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными прилагательными, полное.
Составное именное сказуемое с нулевым глаголом-связкой.
Паронимы различаются по своему лексическому значению. Следовательно, выбирать необходимый пароним следует, исходят из контекста предложения.
Живой - не мёртвый, обладающий жизнью.
Живучий - жизнеспособный, выносливый; такой, которого трудно убить.

5) Запишите предложение, передающее основную мысль текста. Аргументируйте это утверждение, приведя пример известного вам слова, которое недавно появилось в языке и стало широко употребляться. Подчеркните в своём тексте предлоги и частицы.
Основная мысль текста: «Если новое слово или новое значение слова прижилось, значит, это зачем-то языку нужно, и в нашем сознании, в культуре появился новый смысл, новое понятие, для которого не достаёт словесной оболочки».
Например, можно привести слово смартфон. Это слово появилось в языке не так давно и означает мобильный телефон, обладающий функциями персонального компьютера. Слово заимствовано из английского языка от слова smartphone - «умный телефон». Сейчас каждый человек ежедневно использует слово смартфон в своей речи, поскольку смартфон - это то, что есть у каждого из нас. Мы работаем, учимся, смотрим фильмы, читаем книги, общаемся через экран смартфона. Смартфон - неотъемлемая часть нашей жизни сегодня. Слово пришло в наш язык вместе с предметом, который оно обозначает.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением