Упр.111 Глава 2 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 111. 1) Прочитайте отрывки, докажите, что все они являются текстами. Определите тип речи и способ связи предложений в каждом тексте (цепная или параллельная связь).1....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
111. 1) Прочитайте отрывки, докажите, что все они являются текстами. Определите тип речи и способ связи предложений в каждом тексте (цепная или параллельная связь).
1. Портрет в овальной золотой раме. Очень молодая женщина в чёрном глухом платье, с чудесными волосами красноватого каштана.
Большие голубые глаза в радостном блеске: в них переливается весеннее, как новое после грозы, небо. И тихий восторг. И порыв.
И наивность детская. Всего не назовёшь.
(И. Шмелёв)
2. Тысяча девятьсот шестнадцатый год.
Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшим ольхой. Впереди проволочные заграждения. В окопах холодная слякоть. В землянках редкие огни.
(М. Шолохов)
3. Тихая августовская ночь. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза. Освещённый луною, этот туман даёт впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены...
(А. Чехов)
Каждый из данных отрывков представляет собой текст. Предложения в каждом отрывке связаны общей темой (1-й отрывок - описание портрета; 2-й отрывок - описание исторических событий; 3-й текст - описание августовской ночи). В каждом отрывке можно выделить вступление, основную часть и заключение.

2) Найдите в текстах односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте. Можно ли считать эти односоставные предложения средством создания выразительности текста?
Портрет в овальной золотой раме. (назывное предложение)
Очень молодая женщина в чёрном глухом платье, с чудесными волосами красноватого каштана. (назывное предложение)
Большие голубые глаза в радостном блеске... (назывное предложение)
И тихий восторг. (назывное предложение)
И порыв. (назывное предложение)
И наивность детская. (назывное предложение)
Всего не назовёшь. (определённо-личное предложение)
Тысяча девятьсот шестнадцатый год. (назывное предложение)
Октябрь. (назывное предложение)
Ночь. (назывное предложение)
Дождь и ветер. (назывное предложение)
Полесье. (назывное предложение)
Окопы над болотом, поросшим ольхой. (назывное предложение)
Впереди проволочные заграждения. (назывное предложение)
В окопах холодная слякоть. (назывное предложение)
В землянках редкие огни. (назывное предложение)
Тихая августовская ночь. (назывное предложение)
Данные односоставные предложения являются средством создания выразительности текста, так как делают его более выразительным, эмоциональным, придают особое настроение и загадочность, позволяют выделить определённые детали, а также дать характеристику событий.

3) По каким признакам эти тексты можно отнести к художественной речи? Сравните их по использованию тропов и фигур речи. Сделайте выводы о том, может ли художественный текст обойтись без них.
В данных текстах используются такие признаки художественной речи, как образность, эмоциональность описания, а также подчинённость общему художественному замыслу.
Тропы:
- эпитеты (чёрном глухом; красноватого; чудесными; тихая; спокойное, беспредельное; громадная белая);
- метафоры (радостный блеск; тихий восторг; матовая пелена)
- сравнения (весеннее, как новое после грозы, небо; туман даёт впечатление то спокойного, беспредельного моря, то громадной белой стены);
- олицетворения (туман поднимается);
- метонимия (волосы красноватого каштана)
- парцелляция (Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье);
- параллелизм (И тихий восторг. И порыв. И наивность детская.; в окопах холодная слякоть. В землянках редкие огни);
- умолчание (Всего не назовёшь).
Данные тексты относятся к художественному стилю речи. Основная задача текстов художественного стиля - воздействие на мысли читателя. Тропы и художественно-выразительные средства помогают авторам воплотить эту задачу, так как они придают текстам эмоциональность и выразительность.

4) Напишите небольшое сочинение-описание по портрету работы Н. В. Неврева. В качестве образца можете использовать текст 1. ЪИЮ
Сочинение
Перед нами портрет молодой женщины. Она одета в чёрное бархатное платье с белым воротником.
В тёмно-каштановых волосах вплетена алая лента, конец которой спускается на левое плечо девушки. Волосы разделены на два половины прямым пробором.
Черты лица девушки правильны: чёткие овал лица, тёмные брови, пухлые сложенные алые губы, прямой нос.
Большие голубые глаза смотрят прямо на зрителя, кажется, будто девушка молча наблюдает за каждым, кто смотрит на картину. Её глаза светятся радостным блеском, они умны и внимательны.
Фон картины - однотонный, это поздний вечер, почти ночь. Единственным светлым пятном на картине является лицо девушки. Оно будто бы светится на тёмном, почти чёрном фоне.
Все детали картины в своей совокупности делают её необыкновенной загадочной и завораживающей. Хочется узнать, кто эта девушка и почему художник запечатлел именно её портрет?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением