Упр.36 Глава 4 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 36. 1) Объясните расстановку знаков препинания в предложениях: почему не все деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?1. Читать лёжа очень пр...ятно....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
36. 1) Объясните расстановку знаков препинания в предложениях: почему не все деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?
1. Читать лёжа очень пр...ятно. 2. Они смотрели в небо, лёжа на мя...кой траве. 3. Помолчав, нимфа пооб...щала посла(н/нн)ику богов отпустить Одиссея. 4. Все молча раз...шлись в разные стороны.
5. Мы шли, шутя и поеме...ваясь друг над другом3. 6. Раньше он шутя делал такую работу за час. 7. Скр...пя сердце родители р...шились на переезд2 в город. 8. Иван Петрович, (не)теряя времени, занялся воспитанием сына. 9. Бабушка просто не умеет с...деть сл...жа руки.
10. Нельзя относит(?)ся к делу спустя рукава.
1. Читать лёжа очень приятно. (деепричастие имеет значение обстоятельства образа действия и выступает в роли наречия, запятыми не выделяется)
2. Они смотрели в небо, (запятой выделяется деепричастный оборот) лёжа на мягкой траве.
3. Помолчав, (запятой выделяется одиночное деепричастие) нимфа пообещала посланнику богов отпустить Одиссея.
4. Все молча разошлись в разные стороны. (деепричастие имеет значение обстоятельства образа действия и выступает в роли наречия, запятыми не выделяется)
5. Мы шли, (запятой выделяется деепричастный оборот) шутя и посмеиваясь друг на другом.
6. Раньше он шутя делал такую работу за час. (деепричастие имеет значение обстоятельства образа действия и выступает в роли наречия, запятыми не выделяется)
7. Скрепя сердце родители решились на переезд в город. (деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, не обособляются)
8. Иван Петрович, (запятой выделяется деепричастный оборот) не теряя времени, (запятой выделяется деепричастный оборот) занялся воспитанием сына.
9. Бабушка просто не умеет сидеть сложа руки. (деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, не обособляются)
10. Нельзя относиться к делу спустя рукава. (деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, не обособляются)
2) Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните все члены предложения. Укажите разряды всех обстоятельств.
1. Читать лёжа очень приятно. (словарное слово)
2. Они смотрели в небо, лёжа на мягкой (проверочное слово: мягок) траве.
3. Помолчав, нимфа пообещала (проверочное слово: обещанный) посланнику (образовано от причастия «посланный»; в суффиксах причастий пишется удвоенная нн) богов отпустить Одиссея.
4. Все молча разошлись (неизменяемая приставка разо-) в разные стороны.
5. Мы шли, шутя и посмеиваясь (посмеиваюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) друг на другом.
6. Раньше он шутя делал такую работу за час.
7. Скрепя (проверочное слово: скрепка) сердце родители решились (проверочное слово: прорешанный) на переезд в город.
8. Иван Петрович, не (частица не с деепричастиями пишется раздельно) теряя времени, занялся воспитанием (проверочное слово: воспитанный) сына.
9. Бабушка просто не умеет сидеть (проверочное слово: сидя) сложа (проверочное слово: сложит) руки.
10. Нельзя относиться (нельзя (что делать?) к делу спустя рукава.
Подчеркнём все члены предложения:
1. Читать лёжа очень приятно.
(что?) читать; читать (каково?) приятно; читать (как?) лёжа; приятно (в какой степени?) очень)
- читать (как?) лёжа; обстоятельство образа действия;
- приятно (в какой степени?) очень; обстоятельство меры и степени
2. Они смотрели в небо, лёжа на мягкой траве.
(кто?) они; они (что делали?) смотрели; смотрели (куда?) в небо; смотрели (что делая?) лёжа на мягкой траве)
- смотрели (куда?) в небо; обстоятельство места
- смотрели (что делая?) лёжа на мягкой траве; обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, имеет значение добавочного действия по отношению к главному
3. Помолчав, нимфа пообещала посланнику богов отпустить Одиссея.
(кто?) нимфа; нимфа (что сделала?) пообещала отпустить; пообещала (что сделав?) помолчав; пообещала (кому?) посланнику богов; пообещала отпустить (кого?) Одиссея)
- пообещала отпустить (что сделав?) помолчав; обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, имеет значение добавочного действия по отношению к главному
4. Все молча разошлись в разные стороны.
(кто?) все; все (что сделали?) разошлись; разошлись (куда?) в стороны; разошлись (как?) молча; в стороны (какие?) разные)
- разошлись (как?) молча; обстоятельство образа действия;
- разошлись (куда?) в разные стороны; обстоятельство места
5. Мы шли, шутя и посмеиваясь друг на другом.
(кто?) мы; мы (что делали?) шли; шли (что делая?) шутя и посмеиваясь друг на другом)
- шли (что делая?) шутя и посмеиваясь друг над другом; обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, имеет значение добавочного действия по отношению к главному
6. Раньше он шутя делал такую работу за час.
(кто?) он; он (что делал?) делал; делал (когда?) раньше; делал (как?) шутя; делал (что?) работу; работу (какую?) такую; делал (за какое время?) за час)
- делал (когда?) раньше; обстоятельство времени;
- делал (как?) шутя; обстоятельство образа действия;
- делал (за какое время?) за час; обстоятельство времени
7. Скрепя сердце родители решились на переезд в город.
(кто?) родители; родители (что сделали?) решились; решились (как?) скрепя сердце; решились (на что?) переезд; решились на переезд (куда?) в город)
- решились (как?) скрепя сердце; обстоятельство образа действия;
- решились на переезд (куда?) в город; обстоятельство места
8. Иван Петрович, не теряя времени, занялся воспитанием сына.
(кто?) Иван Петрович; Иван Петрович (что сделал?) занялся; занялся (что делая?) не теряя времени; занялся (чем?) воспитанием сына)
- занялся (что делая?) не теряя времени; обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, имеет значение добавочного действия по отношению к главному
9. Бабушка просто не умеет сидеть сложа руки.
(кто?) бабушка; бабушка (что делает?) не умеет сидеть; не умеет сидеть (как?) сложа руки)
- не умеет сидеть (как?) сложа руки; обстоятельство образа действия
10. Нельзя относиться к делу спустя рукава.
(что делать?) нельзя относиться; нельзя относиться (к чему?) к делу; нельзя относиться к делу (как?) спустя рукава)
- нельзя относиться к делу (как?) спустя рукава; обстоятельство образа действия
Морфологический разбор:
(над) другом
1. (над) другом - имя существительное (обозначает лицо и отвечает на вопрос над кем?).
2. Начальная форма: друг.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- конкретное
- одушевлённое
- мужской род
- 2 склонение
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- творительный падеж
5. В предложении является дополнением (посмеиваясь (над кем?) над другом).
Морфемный и словообразовательный разбор:
Переезд
1. переездo < переезжать (бессуффиксный способ)
2. переезжать < переехать
3. переехать < ехать
4. переезд?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением