Упр.101 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 101.Работа в паре. 1) Прочитайте отрывок из повести «Уроки музыки»», в котором авторские реплики в диалоге персонажей заменены стилистически нейтральными предложениями....
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
101.Работа в паре. 1) Прочитайте отрывок из повести «Уроки музыки»», в котором авторские реплики в диалоге персонажей заменены стилистически нейтральными предложениями. Предложите ваши варианты того, как можно вернуть диалогу разговорную окраску.
— В каком классе учится твой ученик? — спросила я Серёжку.
— Он учится в восьмом классе, — ломая пальцы и нервно прищ...лкивая ими, ответил тот. Вытянув шею, он (неотрывно смотрел на мальчика.
— Ну, что ты тянешь, играй! — сквозь зубы тихо проц...дил он, и мальчик, словно услыш...в Сергея Фёдоровича, оглянулся на концертмейстера, маленькую сед...нькую Марью Филипповну, которая ещё Серёжке
а(к/кк)омпанировала; она дала ля для настройки, мальчик подкрутил колки и, достав носовой платок, ра(с/сс)т...лил его на подбороднике, где скрипка соприкасается с шеей...
(Д. Рубина)
В каком классе учится твой ученик? - В каком классе?
Он учится в восьмом классе. - В восьмом.
Ну, что ты тянешь, играй! - Не тяни, играй!

2) Послушайте авторский вариант текста, запишите только реплики персонажей (без слов автора). Какие признаки разговорной речи вы можете назвать в этом диалоге?
- Какой класс?
- Восьмой.
- Ну, не тяни!
Признаки разговорной речи: неполные короткие предложения, междометия, диалоговая форма изложения, эмоциональность реплик.

3) Объясните орфограммы в словах со скобками и пропущенными буквами.
- В каком классе учится твой ученик? - спросила я Серёжку.
- Он учится в восьмом классе, - ломая пальцы и нервно прищёлкивая (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: щелчок) ими, ответил тот. Вытянув шею, он неотрывно (слово употреблять без частицы не нельзя) смотрел на мальчика.
- Ну, что ты тянешь, играй! - сквозь зубы тихо процедил (проверочное слово: цедит; после согласного ц пишется гласная е) он, и мальчик, словно услышав (услышал, перед суффиксом в деепричастиях пишется та же гласная, что и перед суффиксом прошедшего времени) Сергея Фёдоровича, оглянулся на концертмейстера, маленькую седенькую (основа слова на д; суффикс -еньк-) Марью Филипповну, которая ещё Серёжке аккомпанировала; (словарное слово) она дала ля для настройки, мальчик подкрутил колки и, достав носовой платок, расстелил (приставка перед основой на глухой согласный; чередование -стил-/-стел-, после корня нет суффикса -а-) его на подбороднике, где скрипка соприкасается (чередование -кос-/-кас-, после корня стоит суффикс -а-) с шеей...

4) Объясните значение выделенных слов, определите, есть ли у них стилистическая окраска.
Концертмейстер - пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами и другими музыкантами.
Ля - один из музыкальным звуков, шестая ступень основного диатонического звукоряда, находящийся между соль и си, а также нота, соответствующая такому звуку.
Колок - деревянный или металлический стерженёк конической формы для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах.
Подбородник - приспособление у скрипки, альта, служащее для более удобного держания инструмента подбородком.
Данные слова имеют книжную стилистическую окраску.

5) Почему нельзя утверждать, что данный текст относится к разговорной речи или научному стилю? Обоснуйте свою точку зрения, проанализировав текст: определите его тему, структуру и эмоциональную окраску предложений, средства их связи — лексические и морфологические (местоимения, служебные слова).
Тема текста: урок музыки.
Структура текста: текст состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении мы знакомимся с Сергеем Фёдоровичем и его учеником. В основной части происходит диалог между Сергеем Фёдоровичем и собеседницей, а также учеником. В заключении ученик начинает играть.
Все предложения в тексте, кроме одного, являются невосклицательными. Предложение Ну, что ты тянешь, играй! является восклицательным.
Среди средств связи предложений в тексте можно выделить:
- слова одной тематической группы (концертмейстер, аккомпанировать, скрипка, подбородник, ля, колки)
- местоимения (твой ученик - он учится).
Текст не является ни разговорным, ни научным, так как не соответствует полностью требованиям ни одного из данных стилей, а сочетает в себе признаки обоих.
Данный текст относится к художественному стилю речи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением