Упр.103 Глава 1 ГДЗ Шмелев 8 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 103. 1) Прочитайте два отрывка. Определите, какой из них является записью лекции, а какой — частью научной статьи. Определите их стиль, форму речи и обоснуйте свои...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 8 класс, Вентана-Граф:
103. 1) Прочитайте два отрывка. Определите, какой из них является записью лекции, а какой — частью научной статьи. Определите их стиль, форму речи и обоснуйте свои выводы.
1. Достоинства письменной речи я уже назвал — она хорошо хранится и передаётся на далёкие расстояния. Кроме того, она более нормативна. Поскольку она сохраняется, её можно анализировать. Но у устной речи тоже есть огромные достоинства. Она первична исторически. Устная речь гораздо быстрее письменной. Когда мы сталкиваемся с иностранным языком, у нас возникают проблемы именно с восприятием устной речи. Мы не успеваем её проанализировать. Но для родной речи скорость, безусловно, достоинство. И, наконец, она гораздо богаче письменной.
(М. Кронгауз)
2. Сутки наряду с месяцем и годом — основная временная единица, обусловленная периодом обращения Луны вокруг Земли, год же — периодом обращения Земли вокруг Солнца. Тем не менее у многих народов нет обобщающего наименования суток. У славян такое наименование есть лишь у русских и украинцев: сутки, этимологически связанные с глаголом тыкать, буквально обозначают нечто вроде «стыковка, стык дня и ночи». Чтобы передать это понятие, другие народы должны употреблять сочетание день и ночь, как в русской поговорке День да ночь — сутки прочь.
В этом, собственно говоря, секрет того, что всем известное выражение денно и нощно — «круглые сутки, постоянно, всё время» не имеет «современного» эквивалента денно и ночно.
(В. Мокиенко)
1-й текст являются записью лекции, 2-й - отрывком из научной статьи.
Стиль 1-го текста: научный, форма речи - разговорная. Данный текст является отрывком из устной речи, об этом нам говорит то, что в тексте используется 1-е лицо (что нехарактенрно для письменных научных текстов), использование коротких простых предложений, много вводных слов (наконец, безусловно, кроме того).
Стиль 2-го текста: научный, форма речи - письменная. Даный текст относится к письменной научной речи, об этом нам говорит использование в тексте длинных сложных конструкций, причастных оборотов, использование большого числа существительных, полнота высказываний, продуманные, а не спонтанные, примеры.

2) Определите тему, основную мысль текстов. У каждого из них есть продолжение. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в следующих фрагментах этих текстов? Прочитайте последнее предложение каждого отрывка и предложите своё развитие темы.
Тема 1-го текста: достоинства устной речи.
Основная мысль 1-го текста: устная речь гораздо богаче письменной.
Тема 2-го текста: слово сутки в различных языках.
Основная мысль 2-го текста: не во всех языках есть обобщающее наименование суток.
В первом тексте речь далее пойдёт о преимуществах устной речи перед письменной.
Во втором тексте речь далее пойдет о происхождении выражения денно и нощно.

3) Послушайте два продолжения текстов и подберите к ним начало. Сравните с вашим прогнозом развития темы. По каким синтаксическим признакам можно определить, к какому тексту относится продолжение?
1-й аудиофрагмент является продолжением второго текста. В данном фрагменте мы можем найти особенности письменной речи (сложные предложения, отсутствие эмоциональности, прямой порядок слов, большое количество существительных).
2-й аудиофрагмент является продолжением первого текста. В тексте выделяются особенности устной речи (короткие простые предложения, неполнота высказывания, вводные слова).

4) Кратко запишите продолжение каждого текста, сохраняя исходный стиль. Объясните, какие синтаксические конструкции и средства связи вы выбирали в каждом случае.
1-й текст:
Громкость, интонация особые выделения голосом. В устной речи существуют слова, которые невозможно записать: междометия хм, а, э. Все они выполняют особые функции. В них заключается богатство устной речи. Конечно же, с её помощью можно многое передать. В письменной форме можно многое не уловить. Например, письменная фраза может вызвать обиду. При этом в ней была ирония. Но в письменной форме читатель её не уловил.
Синтаксические конструкции: короткие простые предложения. Средства связи: вводные слова, местоимения.
2-й текст:
Выражение денно и нощно является не русским, а старославянским по своему происхождению. Следовательно, оно относится ко времени, когда в русском языке обобщающего слова сутки не существовало. Поэтому современный эквивалент - наречие круглосуточно и обороты целые сутки, сутки напролёт. Фразеологизм денно и нощно также существует в современном языке, он сохранил свою архаическую звуковую форму и может употребляться в самых разных, даже современных, контекстах.
Синтаксические конструкции: сложные распространённые предложения. Средства связи: лексические повторы, подчинительные союзы, местоимения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением